Серия Medal of Honor – отличный пример того, что может случиться не только «из грязи в князи», но и наоборот. От интересного, красивого, впечатляющего, в конце концов, интерактивного аттракциона про Вторую Мировую скатиться к незапоминающейся пострелушке, захлебнувшейся в собственных амбициях. Да, это про Medal of Honor: Airborne. Но это было в 2007. Затем - затем ЕА решили возродить серию. Хотя она вроде бы никуда и не умирала, просто подпортилась чуток.
Итак, теперь перед нами не Вторая Мировая, а Афганистан и американские рейнджеры, перед носом игрока маячит не .kar 98, а M4A1, и теперь мы катаемся не на стареньких джипах и танчиках, а на самых настоящих «Апачах». Не катаемся – летаем. И да, теперь у нас не аттракцион, а серьёзная игра про серьёзную войну. С кровищей.
На этом краткий экскурс в историю завершен, можно переходить к сути.
Not epic absolutely
Начать стоит с того, что сравнения проекта EA Danger Close с гигантами вроде Modern Warfare 2 или Black Ops, мрачно возвышающимися над половиной шутеров, не совсем уместны. Вспомните, что было в MW2. С самого начала нам показывали эпические сражения целой американской армии с целой армией арабских сепаратистов. Затем напряжение нарастало, два особо подготовленных спецназовца бегали по русско-казахской базе, вырезая её население под корень в самый разгар снежной бури. Заканчивалось всё, в итоге, запуском ядерных боеголовок над Вашингтоном, дождём из вертолётов и БПЛА, и даже спасением мира от злого американского генерала.И вот, вы устанавливаете Medal of Honor, приготовившись к не менее эпичным противостояниям не менее чем двух сотен чеченцев против двух сотен рейнджеров, к падающим вертолётам, к чему-нибудь ещё такому эпичному… да?
Нет, не стоит надеяться. Не будет ничего такого. Кроме падающих вертолётов разве что, но и эти сцены сделаны прозаично. По вертолёту просто кто-то стреляет и он абсолютно некрасиво, зато, увы, правдиво, падает. Или не падает.
«Медаль», оказывается, повествует о типичных буднях суровых бородатых мужчин с тяжелыми штурмовыми винтовками. На самом деле, у них есть не только штурмовые винтовки – ещё гранаты, какие-то странные приспособления, они по уши обвешаны амуницией, но вместе с тем не выглядят как Непобедимые Воины Спецназа. Нет, они одеты в те же практичные тряпки, что и чеченцы, только броня под этими тряпками покрепче, да и сноровка у «Нептунов» получше. Но человек не ведающий о том, что это такие – испугается и перепутает.
А выглядят будни этих людей так. Проехаться на багги по парочке ущелий, слезть, пробежаться по аэропорту, по пути уложив кучу врагов. Проехаться на багги по десятку ущелий, слезть, пробежаться втихую по деревне, вырезав 10-12 врагов по пути. Пробежаться по ущелью, пострелять во врагов из снайперской винтовки.
Повторить.
Иногда, конечно, акцент смещается на размах происходящего, и тогда мы переключаемся со специального агента в составе подразделения «Нептун» на рейнджера армии США, некоего Данте Адамса – бравого солдата и просто хорошего парня. В эти моменты и правда начинается нечто впечатляющее – например, момент, когда отряд американцев обороняет от набегающих талибов одну-единственную хижину - больше им деться некуда. Крики, матерщина, свист пуль, стены разваливаются от выстрелов из РПГ, ударная волна поднимает в воздух пылищу. Событийность зашкаливает. Но всё равно челюсть от удивления не отвисает. А потом чуток дают полетать на вертолёте, и снова приходит пора бегать по ущельям, стрелять…
Если вы считаете, что это неинтересно – ошибаетесь.
Medal of Honor позволяет почувствовать себя участником происходящего. Не предлагая нам богатый арсенал оружия, не радуя последними технологическими достижениями, даже в чём-то копируя (временами удачно, временами – нет) Call of Duty, она, тем не менее, даёт хорошее ощущение присутствия, сопричастности к событиям, понимания того, почему и зачем всё это происходит. Как не очень много здесь и пафоса – что иногда удивляет. И вот, после того, как вы переживёте финал, увидите последние кадры - эта причастность будет ощущаться очень остро. Появится то, что сейчас видеоигры вызывают не очень часто – эмоции, причём отличные от «о нет, ну почему у этого неудачника опять такой высокий пинг?!» или «Glock 18 overpowered». А красивые задние планы и прочие мысли о насущном вас в этот момент волновать не будут.
Так что в сюжетно-атмосферном плане проект Danger Close имеет полное право на существование и вполне самобытен. Не смотря на то, что сюжета тут как такового нет – есть несколько заданий, связанных одной нитью, но вникать в детали необязательно, достаточно выполнять чётко обозначенные задачи.
So sad
Увы, если подходить к Medal of Honor с чисто технической стороны – обнаружится, что всё не так радужно.Возьмём для примера всё тот же синглплеер. По факту это обыкновенный линейный (ещё какой линейный) шутер, интерактивный тир, не блещущий особым разнообразием. Да ещё и одноразовый. Если в Modern Warfare многие моменты можно было переигрывать по многу раз, ввиду их проработанности по отдельности – тут такого нет, в целом всё неплохо но, если брать на рассмотрение отдельные эпизоды – откровенно слабо. При повторном прохождении начинаешь задаваться вопросами «почему спецназовец не может без помощи друга залезть на высокий забор», «почему у вертолёта бесконечные ракеты», «почему сотни арабов не могут забить одного-единственного американца». Обращаешь внимание на двух союзников, иногда не брезгующих пробежаться друг сквозь друга, на размытые текстуры, на некоторую однотипность пейзажей. Изредка даже на парящие в воздухе АК-47 на реактивной тяге.
И вот вопросов уже десяток, другой, а ответов – нет, и не будет.
No medal
Собираетесь отправитьсяв сетевую игру, чтобы продлить наслаждение? Лучше не надо. То, что её создание поручили DICE’ам, ответственным за великолепную Battlefield: Bad Company, чувствуется. Настолько, что возникает вопрос – это что, бесплатный аддон ко второй «Плохой компании»? Выглядит всё абсолютно идентично, только с примесью Modern Warfare 2. Понятно это почти любому человеку, который хоть раз слышал о BC2.Примеси MW2 – увеличенная убойность оружия, часто – отсутствие отдачи – пришлись совершенно не к месту, а скучные карты забили последний гвоздь в крышку гроба мультиплеерной части Medal of Honor.
Провал.
So what?
И что же выходит в итоге?..В итоге всё оказывается настолько же прозаично, насколько прозаичны путешествия четвёрки «Нептунов» в самой игре. Modern Warfare вышла в 2006 и создала новый тренд, шутеров о современных военных конфликтах. Вторая Мировая наконец-то была оставлена в покое.
А если бы Medal of Honor (2010) вышла в 2006м, а Modern Warfare – сейчас?..
То Modern Warfare создала бы новый тренд сейчас. А тогда, в 2006м, на Medal of Honor одобрительно бы все посмотрели, сказали бы «EA молодцы, всё правильно сделали» и, напробовавшись её вдоволь, позабыли бы. Не совсем и не навсегда, конечно – светлая память бы точно осталась. Но и всего-то.
У Danger Close/Digital Illusions вышла хорошая игра, но она у неё нет права претендовать на большее, хотя она и не является меньшим. За ней приятно провести несколько вечеров, ещё неделю в мультиплеере. Потом с чистой совестью забыть. Когда очень хочется перекусить – гамбургеры тоже сойдут.
Если это была попытка совладать с серией Call of Duty – она провалилась. Да и вряд ли бы у ЕА вышло бы всё сделать как должно с самого первого раза, с места в карьер.
Но «Электроники» явно не отчаиваются. «Медаль» уже показала хорошие продажи, и, если она была всего лишь пробным шаром – есть шанс в будущем надеяться на нечто и вправду запоминающееся.