Борьба с незаконным распространением игр идет давно. Закрываются точки торгующие пиратской продукцией, раздачи на трекерах, файлообменники и далее по списку с различной степенью успешности. Но зачастую разработчики и издатели ничего не могут поделать со сложившейся ситуацией, и в поэтому в первую очередь полагаются на систему защиты игры.
Первый раз с системой защиты я столкнулся в дремучем 1990-каком-то году, когда купил на Юноне пару квестов на трехдюймовых дискетах. В один прекрасный момент игра (вроде это был Спейс Квест 6) попросила меня ввести символ, который находился на определенном месте в определенной строке в руководстве пользователя. Само собой его у меня не было, а в файлах на дискете ничего поясняющего что делать не находилось. Интернет тогда был редкостью, и поэтому игру я так и не прошел.
Подобная система была весьма распространена, но некоторые ее разнообразили. Например LucasArts в коробку с The Secret of Monkey Island вкладывала вот такой диск. Рожи пиратов были разнообразными, коды тоже. Для того что бы поиграть, нужно было ввести соответствующий код из окошка.
Со временем защиты становились все серьезней, и апофеоз случился с появлением в середине нулевых легендарного StarForce третьей версии. Каких только легенд и слухов про него не было, вплоть до того что из-за него в дисководе разлетались диски. Дошло до того, что компания-разработчик предложила награду тому, кто докажет что их система действительно опасна. Увы, но таких не нашлось. Но шуму было столько, что в итоге от него начали отказываться зарубежные издатели. Угадайте, кто был в первых рядах? Юбисофт с пятыми Героями. Тогда это восприняли как победу. Знали бы ликующие, что им подложит Юби через несколько лет...
Между тем разработчики порой пытаются наказать нечестных игроков собственными силами. Не всегда это удачно получается, но вот мой Топ-10 подобных попыток:
10. Мазила (Operation Flashpoint / ARMA).
Защита FADE, обнаружив что игрок запустил не лицензионную копию, попросту делала так, что играть становилось невозможно - разброс оружия был аховый.
Минус подобного подхода - многие потом говорили о кривости игры, не зная что же происходило на самом деле.
9. Успеть за 60 секунд. (Command & Conquer: Red Alert 2)
Westwood Studios решило подразнить любителей пираток - спустя некоторое время после начала, в игре запускалась непонятная вакханалия - то здания взорвутся, то солдаты погибнут непонятно как.
8. А ты знаешь что делают с пиратами в тюрячке? (Zak McKracken and the Alien Mindbender')
Привет от LA из прошлого. В игре Zak McKracken and the Alien Mindbender если игрок неправильно вводил нужный символ, его отправляли в тюрьму, где читали небольшую лекцию о пиратстве.
7. Нелетучая мышь (Batman: Arkham Asylum)
Вскоре после релиза игры на форуме игры некто пожаловался на баг - в нужный момент Бэтман не парил, а падал вниз как мешок картошки. На что ему заметили, что это не баг игры, а баг морали - подобная вещь происходит только у взломанных копий. Другой особенностью пираток был момент, когда нельзя было пройти дальше из-за того, что Бэтс не хотел цепляться крюком за нужное место.
6. Тише едешь - дальше будешь. (Mirror's Edge)
В один прекрасный момент в третьем акте у пользователей пираток игра становилась непроходимой. Стремительная главная героиня вдруг резко сбавляла скорость, и передвигаться иначе как тихим шагом не желала.
5. Царь скорпионов. (Serious Sam 3)
Вскоре после релиза игры форумы наполнились вопросами - как же убить бессмертного скорпиона, который бегал за игроком по уровню? Ответ нашли скоро - купить лицензию.
4. Свинья ты. (Settlers 3)
Немецкое трололо. Вместо металла, игроки получали свиней. А что бы совсем не было скучно - деревья в пиратке росли гораздо медленнее, чем в легальной копии.
3. Пьяный автонеугонщик (GTA 4 )
Рокстар тоже не давало спокойно пройти пиратку - некоторые пользователи ловили следующий комплект багов - у машин заедало тормоза, а камера начинала вращаться как ненормальная. Что это давало - смотрите на видео с третьей минуты.
2. Майкл Вувузелович (Michael Jackson Experience).
Музыкальная аркада для NDS. В пиратской копии поверх музыки начинали играть пресловутые вувузелы.
1. И ничего не стало (Earthbound ).
А первое место уверенно занимают изверги разработавшие Earthbound для консоли SNES. Это довольно продолжительная ролевая игра с возможностями сохраняться (с помощью установки батарейки в специальное место на плате картриджа).
Вначале пользователей предупреждали, что пиратить не хорошо.
Затем игроку включали повышенный режим сложности - врагов на уровнях оказывалось значительно больше, чем было на лицензионных копиях. Если же игрок доходил до конца, то игра зависала перед битвой с финальным босом. И в качестве контрольного - при перезапуске игра попросту стирала все сейвы. Все 20+ часов геймплея.